В ходе президентской кампании дефицит бюджета может увеличиться вдвое

В ходе президентской кампании дефицит бюджета может увеличиться вдвое

29 сентября проект бюджета будет внесен на рассмотрение в Госдуму. Обычно это выглядит вот так. Фото: Борис Тумаков

«Социальные обязательства» включают в том числе выполнение «майских указов» Владимира Путина, принятых после завершения предыдущего избирательного цикла в 2012 году. Долгое время власти колебались, хватит ли у регионов ресурсов, чтобы обеспечить, как это обещал президент, рост зарплат бюджетников на 100–200% к началу 2018 года. Но в итоге решили, что хватит. В противном случае Владимиру Путину трудно будет что-либо обещать людям во время очередной предвыборной кампании.

Вопрос нехватки денег в регионах решился за счет вливаний из заначки Минфина: дополнительные 100 млрд руб. на выплаты бюджетникам даст федеральный бюджет. «Сейчас главная задача у ведомств — быстро и заблаговременно довести эти средства до своих учреждений, чтобы они с первых месяцев следующего года начали платить по новым тарифам», — отмечают в Минфине. В целом параметры расходов на 2018 год по сравнению с теми, что предусмотрены в действующем законе о бюджете, вырастут на 300 млрд руб. Эта цифра включает также увеличение МРОТ, о необходимости которого на прошлой неделе заявил Владимир Путин. Кстати, эту инициативу вполне можно записать в перечень «подарков избирателям», поскольку «минималку» доведут до 85% величины прожиточного минимума с 1 января 2018 года, то есть к началу активной фазы избирательной кампании.

Еще об одном явно не случайном «подарке» журналистам по окончании заседания кабмина рассказал глава Минтруда Максим Топилин. Как известно, по закону пенсии должны индексироваться на величину фактической годовой инфляции, прогноз по которой недавно был понижен до 3,2%. Однако правительство решило не крохоборничать и, чего уж там, повысить пенсии на ту инфляцию, которая ожидалась ранее, то есть на 3,7%. По словам министра, провести индексацию планируется не как обычно — с 1 февраля, а уже с 1 января 2018 года, чтобы «обеспечить более значимый прирост реальных пенсий». Впрочем, на аттракцион предвыборной щедрости эта мера явно не тянет: в переводе на рубли разница 0,5% составит менее 70 руб. для каждого пенсионера (исходя из среднего размера пенсии в РФ в 2017 году 13,7 тыс. руб.). В Москве на эти деньги даже бутылку кефира не в каждом магазине купишь. При этом остальные социальные выплаты будут увеличены, как и положено, с 1 февраля на уровень фактической инфляции. А работающие пенсионеры снова останутся без индексации: в правительстве считают, что зарплаты, которые они получают, перекрывают инфляцию. И вообще стариков никто не заставляет работать. «Это их выбор», — подчеркивает глава Минфина Антон Силуанов. Примечательно, что понижение прогноза по инфляции никак не скажется на запланированном росте тарифов естественных монополий. Тут кабмин манипулирует цифрами в обратную сторону, утверждая, что ориентироваться следует не на фактическую инфляцию, а на целевую.

По словам Силуанова, основными направлениями расходов федерального бюджета в 2018 году станут социальная сфера, на которую придется свыше 36% всего объема ассигнований, оборона — 29% и национальная экономика — 14,7%. В своем вступительном слове Дмитрий Медведев заявил, что перед правительством стоит задача сделать позитивные тренды, наметившиеся в российской экономике, устойчивыми и долгосрочными за счет государственных, а главное, частных инвестиций. «Будет расширено льготное кредитование для малого и среднего бизнеса, серьезно обновлен механизм ГЧП за счет инфраструктурной ипотеки, получат развитие и внедрение цифровые технологии», — пообещал премьер. Вместе с тем структура экономики, судя по проекту бюджета, не претерпит существенных изменений: долю госсектора, достигшего опасных 70%, уменьшать не планируется — доходы от приватизации составят меньше 10 млрд руб. в год. «Прогноз консервативный. Приватизация крупных компаний в бюджете не стоит, но возможно все», — подтвердил глава Минэкономразвития Максим Орешкин. Дивиденды, заплаченные госкомпаниями, принесут бюджету 400 млрд руб. Пока в финансовом плане стоит норматив отчислений 50% от чистой прибыли для всех, включая госбанки. Впрочем, как известно, он имеет обыкновение меняться в зависимости от лоббистских возможностей руководителей госкомпаний. Силуанов признал, что решения по размеру дивидендов для конкретных структур будут приняты позднее при подготовке директив голосования.

В целом доходы федерального бюджета в 2018 году запланированы в размере 15,1 трлн руб., расходы — 16,5 трлн руб., дефицит, таким образом, составит 1,3 трлн руб., или 1,37% ВВП. Это лучше стартовых позиций, с которыми Владимир Путин шел на выборы в 2012 году: тогда дефицит бюджета составлял 2,7% ВВП, что, впрочем, не удержало кандидата в президенты от щедрых предвыборных обещаний. По итогам избирательной кампании независимые экономисты, включая экспертов Всемирного банка, оценили стоимость «подарков избирателям» в объеме 9 трлн руб на шестилетний период. Первые поправки в бюджет были внесены в мае 2012 года. Сейчас в правительстве также не исключают бюджетных корректировок под задачи предвыборной кампании, но предпочитают не думать об этом. «Бюджет на трехлетку принят в реальном исполнении и обеспечен необходимыми ресурсами. Мы должны отойти от практики ежегодных корректировок под внешние факторы», — заявил Антон Силуанов. Но в данном случае, как говорится, Минфин только предполагает, а располагать будет даже не Бог, а конкретный человек, имя которого страна узнает не позже декабря.

Источник: mk.ru

Похожие записи

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *