Геологи спрогнозировали раскол Евразии по озеру Байкал

Сибирские ученые прогнозируют, что через 20 миллионов лет самый большой континент Земли Евразия расколется на две части по озеру Байкал, на месте которого появится новый океан, сообщает в четверг издание СО РАН «Наука в Сибири».

Издание сообщает, что к такому выводу пришли ученые из Института геологии и минералогии и СО РАН и Новосибирского госуниверситета, которые восстанавливают историю Байкала и прогнозируют его возможное будущее, связывая между собой тектонические процессы и накопление осадков во впадинах Байкальской рифтовой зоны, а также обобщая данные, полученные другими исследователями. Результаты работы опубликованы в спецвыпуске журнала Gondwana Research.

«В земной коре, прямо посередине Евразии, находится огромный раскол — Байкальская рифтовая зона. Постепенно он расширяется и, если не изменится геодинамическая обстановка, через 20 миллионов лет самый большой континент снова разобьется на две части, а на месте Байкала появится новый океан», — говорится в сообщении.

Ученые отмечают, что раньше подобного полного обзора по Байкальской рифтовой зоне не делалось: геологи исследовали ее отдельные части, а обобщающие работы касались только центральной зоны этого региона — непосредственно самой впадины озера Байкал. Кроме того, многие данные собирались только на русском языке и были недоступны для ученых других стран.

В восстановленной учеными картине получается, что до того, как появился Байкальский рифт (раскол, трещина в земной коре), в мезозое (примерно 100—70 миллионов лет назад) на его месте также существовала система рифтовых впадин. Байкал — центральная и самая древняя область раскола. Несколько десятков миллионов лет Байкальская рифтовая зона развивалась достаточно спокойно, но примерно 7-5 миллионов лет назад вдруг что-то произошло, и начался активный этап рифтогенеза, когда скорости тектонических движений резко усилились. Здесь стали образовываться горы и впадины.

Горы вокруг Байкала продолжают расти, в среднем на 5-6 миллиметров в год — это очень большие скорости воздымания, отмечается в статье.

Белые «пляжи» Байкала

Сноубордистки отправились в самое сердце Сибири, чтобы позагорать на льду белоснежного Байкала.

В момент съемки на льду озера было около 20 градусов ниже нуля.

Акция «Белые пляжи Сибири» проходит уже не в первый раз.

В прошлом году участники этой дерзкой инициативы в минусовую погоду на снежном «песке» играли в «волейбол».

Организаторами акции этого года выступили руководители проекта I’m Siberian Улан-Удэ Михаил и Виктория Губаль.

Акция, по словам организаторов, призвана напомнить жителям России, что лучше зимой отдыхать в родной стране, а не уезжать в жаркие тропики.

Съемки десятой серии «Белых Пляжей Сибири» прошли 25 февраля.

Помимо главного участника проекта «Я*Сибиряк» бурого медведя, на снежные «пляжи» в этом году вышли 19 любителей зимнего загара.

Сбор участников проходил в Улан-Удэ, после чего смельчаки, собрав весь пляжный инвентарь, отправились на лед Байкала.

Фотосессия на льду продолжалась около трех часов.

В случае, если кому-то из участников вечеринки становилось холодно, ему сразу приносили горячий час и плед, чтобы согреться.

Съемки первой серии «Белых Пляжей Сибири» прошли еще в декабре 2014 года на пляже Железногорска.

Правила проведения акции очень простые: организаторы находят красивое место и устраивают там пляжную вечеринку со всеми классическими атрибутами подобного отдыха: купальниками, солнечными очками и пляжными зонтиками.

«Это потрясающе, весело и совсем не холодно. Мы просто веселимся, а мороз придает бодрости!» — замечают участники акции.

Организаторы верят, что подобные «вечеринки» помогают прививать молодежи интерес к здоровому образу жизни. /